I. Сады античности
Первые домашние сады. Происхождение первых домашних садов уходит далеко за пределы записанной человеческой истории. Тем не менее, на старейших наскальных картинках мы видим изображения внутренних садов Древнего Египта, которые имеют много общего с современными отечественными садами, районированными на зоны отдыха, детского досуга, произрастания съедобных растений и тому подобное. Это в основном иллюстрации в египетских гробницах, то есть картинки эти относятся минимум к пятнадцатому веку до нашей эры. При этом частные дома были построены по типу храмов и обнесены высокими стенами, за которыми скрывались фруктовые деревья, цветы, овощи и даже некое подобие современных бассейнов, которые, при этом, выполняли функцию прудов для разведения рыбы, горшочных растений, винограда, увивающего небольшие уютные беседки, а также места для отдыха.
I. Сады античности
Первые домашние сады. Происхождение первых домашних садов уходит далеко за пределы записанной человеческой истории. Тем не менее, на старейших наскальных картинках мы видим изображения внутренних садов Древнего Египта, которые имеют много общего с современными отечественными садами, районированными на зоны отдыха, детского досуга, произрастания съедобных растений и тому подобное. Это в основном иллюстрации в египетских гробницах, то есть картинки эти относятся минимум к пятнадцатому веку до нашей эры. При этом частные дома были построены по типу храмов и обнесены высокими стенами, за которыми скрывались фруктовые деревья, цветы, овощи и даже некое подобие современных бассейнов, которые, при этом, выполняли функцию прудов для разведения рыбы, горшочных растений, винограда, увивающего небольшие уютные беседки, а также места для отдыха.
Дворцовые сады
История дворцовых садов начинается с древнего дворца короля Навуходоносора в Вавилоне (около 500 года до нашей эры). Внутренняя отделка храма неразрывно ассоциировались с внешними садами, изобилующими ухоженными деревьями, тропинками со статуями сфинксов, а также другими малыми архитектурными формами.
Египетские святыни
До строительства великих пирамид египетские рыцари предпочитали возводить памятники самим себе: в основной своей массе это были некие подобия крепости в виде святилища, обнесенного стенами из сырцового кирпича. По всей вероятности, люди обирались в такого рода местах, дабы увековечить путем поклонения память своих погребенных правителей. Такие сооружения датируются приблизительно 1600 годом до нашей эры.
Греческий минимализм
Средневековые греческие города были полностью скрыты природными массивами впечатляющих масштабов. Поскольку Греция располагается на достаточно холмистой территории, для частных садов места попросту не хватало, поэтому их обустройство было по карману только лишь очень обеспеченным людям. Как минимум, менее обеспеченные слои населения пытались хотя бы культивировать комнатные цветы в горшках, выставленных за пределы дома.
Священные рощи
В гомеровских творениях мы встречаем гораздо больше упоминаний о священных рощах, нежели о частных садах. Рощи выступали в качестве территории для религиозных сборищ. Такие рощи сплошь окружались деревьями. Между алтарем и местом скопления людей зачастую располагалось какое-либо священное дерево. Когда греки перебазировались из деревенской местности в города, священные рощи стали выполнять более расширенную функцию и несли более глубокую социальную нагрузку, так что логично, что по прошествии определенного времени священные рощи были оснащены местами со специализированными корпусами, сиденьями, бассейнами, помещениями для пристанища философов, дворами для выполнения физических упражнений, а также иных видов деятельности. В общем, они были оборудованы по образцу знаменитой академии Платона в Афинах.
Охотничий парк
Поскольку города и фермы разрастались и развивались, короли начали задумываться о целесообразности обустройства мест, где дикие растения и животные могли существовать в естественной среде – основной целью, конечно, была последующая охота в этих угодьях. Эта идея была впервые реализована в Месопотамии и Персии.
Охотничьи парки принадлежали королям и вельможам, и в основном использовались для обучения молодых людей искусству катания верхом на лошадях и вождения колесницы, а также в качестве места для занятий физическими упражнениями и восхищения красотой природы. На сегодняшний день все сохраненные территории имеют статус национальных парков.
Римская модель
Богатые вельможи обносили дворы стенами для свободного времяпрепровождения и трапезничества на открытом воздухе, а также разного рода развлечений, и только потом - выращивания растений. По большому счету, проект таких садов предполагал наличие свежего воздуха, дождевой воды и выхода прямо на улицу непосредственно из жилья. Они включали в себя колоннады, бассейны, кустарники, малые архитектурные формы, фонтаны, и небольшой храм, а также опредленное количество растений.
Римская вилла
Виллы возникла в Греции и достигли своего пика популярности в Римской империи. Это, к примеру, внутренняя Перистиль на вилле Гетти в Малибу, восстанавливаемая сегодня по старинной вилле в Геркулануме. Кроме того, элементы римской модели сада предполагали наличие на территории виллы священной рощи, храма, сада и охотничьего парка.
II. Средневековые сады
Райский сад
Райский сад произошел от древнего персидского огражденного стеной сооружения. Он был основной формой исламского сада с Древних Веков вплоть до наших дней. Он всегда имеет прямоугольную планировку, часто разделен на четверти основным каналом и поперечным каналом – по одному из предположений, они символизируют четыре реки Рая в Книге Бытия. На Востоке он стал предтечей исламского сада, яркими примерами которого являются Тадж-Махал в Агре и Тадж-Сад в Лахоре. Лучшим примером в Европе по праву признана Альгамбра в Испании.
Сад у мечети
Дворики садового типа обустройства при мечети - это поистине неповторимые и уникальные шедевры иранской архитектуры: это понимаешь, например, стоя на восточной стороне Нагш-я Джахан площади, Исфахан в Иране. Строительство было начато в 1603 году под эгидой Шах Аббас и завершено в 1619 году.
К примеру, мечеть шейха Люфтфаллах не имеет минареты, будучи личной Мечетью, которой пользовались члены королевской семьи Сефевидо: по-видимому, их не приходилось принуждать молиться. Мечети всегда содержат водные сооружения для совершения омовения перед молитвой.
Сады при монастырях
Часто в монастырях были колоннады, что характерно для стилей, в которых построены греческие и римские суды, ставшие родоначальниками садов при монастырях. Они несли функцию создания созерцательного пространства в монастырях и использовались для прогулок и чтения. Типичным примером такого рода монастыря является Кукса - Монастырь во Франции (в настоящее время по этому типу есть и монастыри в Нью-Йорке), представляющая собой квадратный двор, окруженный сплошной тропой. Цветники являются уже современным дополнением. Большинство средневековых монастырей предпочитало видеть в качестве украшения на придворовой территории только высокорослые травы.
Сады замка
В раннем средневековье, сады замка были небольшими корпусами, окруженными мощной защитой внешних укреплений. Не сохранилось, к сожалению, ни одного из примеров предполагаемого «Сада любви» с его замысловатыми цветочными газонами.
Внутренние сады содержали приподнятые грядки лекарственных растений и зелени вдоль толстых стен. Вне стен замка обустраивались сады и огороды для обеспечения наличия фруктов и овощей. Во время охоты парк становился еще и источником пищи.
III. Сады Ренессанса
В стиле раннего Ренессанса сад эпохи Возрождения прошел разработанные этапы от средневековых садов при замках, когда царил относительный мир, и место стало доступным для проектирования декоративных садов и площадей, а прямоугольные "ковровые сады" были выложены так, чтобы их единству, порядку и регулярности можно было радоваться, выглядывая из верхних окон жилища. Один из немногих сохранившихся ранних садов Ренессанса находится рядом с принадлежавшим Медичи охотничьим домиком Иль Треббио. Этот охотничий домик был перестроен примерно в 1451 году Микеланджело, и сад, вероятно, относится к тому же периоду. Сад отделяется от охотничьего домика и отделяется высокими стенами.
Поздний стиль Ренессанса
Итальянский архитектор Альберти советовал владельцам домов периода Позднего Возрождения сады выставлять на всеобщее обозрение, демонстрируя тем самым открытость миру физически и интеллектуально, а не внутрь, как в садах при замках. Доминирующие принципы Садов Позднего Ренессанса первым продемонстрировал Браманте. Он использовал центральные оси, чтобы контролировать расположение дома и сада, интегрируя серии прямоугольных корпусов с террасами на разных уровнях. Ниши, фонтаны и скульптуры были дополнительными элементами для украшения.
Вилла Мадам, спроектированная Рафаэлем, была первой виллой, возведенной вне пределов Рима. В конце Возрождения дизайнеров застал врасплох возрастающий интерес к новизне и иллюзии. Сады были обставлены с драматическими нотками и использовались для театральных постановок, будучи расположенными уже на открытой территории без глухих стен . Их повсеместно украшали экзотическими скульптуры. Сады стали еще более геометрически выверенными, основываясь на формах кругов и квадратов. Ручьи и водопады протекали через сады – это демонстрирует такой пример, как великий водопад на вилле Фарнезе в Капрарола, Италия.
Раннее искусство барокко связано с Контрреформациями и желанием восстановить авторитет католической церкви и власть князей. Сады стали символами власти дворян и духовенства.
Поздний стиль Барокко
Проектируемые в стиле позднего барокко сады имели одну главенствующую функцию – ими должны были восхищаться собиравшиеся в них представители высшего общества, краем глаза наблюдая за театральными постановками, разбавляющими их светские рауты.
Для них характерно расположение здания в самом центре сада, а также наличие цветников, фонтанов, бассейнов и каналов. Садово-парковая архитектура включала скульптуры, фонтаны, каскады, насаждения, и другие сооружения.
Стиль Рококо
В то время как в стиле барокко Италия и Россия использовали быстрые ручьи, истоками которым служили фонтаны и каскады, стиль позднего барокко во Франции и Германии скорее перекликается со стилем рококо, который гораздо легче и, так сказать, воздушнее достаточно тяжелого стиля барокко. Хорошим примером является частная резиденция архиепископа Клеменса Августа в Брюле, Германии с ее плоским, изогнутым самшитом и его партерами, окруженными бассейнами.
IV. Сады натуралистические
Между тем, в Англии идея сада как сельского элемента преднамеренно отличалась от позднего барокко с его сложными партерами и строгой геометрией. Английский помещик, как правило, избегал придворной жизни и прятался в поместьях в сельской местности. Границей сада была, как правило, низкая подпорная стена с видом на окружающую местность.
Сады Августа
Во времена революций в Англии владельцы недвижимости начали оглядываться назад к классическим истокам западной культуры.
Первый "ландшафтный сад" в Англии был вдохновлен видами римских пейзажей во времена императора Августа. Уиллиам Кент был одним из первых профессиональных дизайнеров, придавших физическую форму этим изображенным лишь на картинках пейзажам.
Сады эпохи Просвещения
Их классические черты - устремление газонов вплотную к придомовой территории, круговые сгустки насаждений, озера, окруженные лесополосами по периметру.Основным дизайнером был Ланселот Браун выработал свой собственный стиль, основанный на его идеях "возможности" в отношении местности. Искусственное озеро с его каменными мостами во Дворце Бленхейм – ярчайший пример такого живописного стиля.
Всячески подчеркивалась необузданная сила природы. Движущей силой этого стиля садов были макеты. Целью было создание парков для художественного восприятия окружающего мира, а также они стали местами для сбора экзотических растений из далеких земель.
Дом часто был в центре владений с выходом на улицу в каждом направлении. Недвижимость, которая выглядит скорее как французский замок, расположенный на огромной территории, с натуралистическими насаждениями поодаль от дома и розарием и зимним садом на заднем.
Сады в стиле модерна и постмодерна
Большинство великих поместий в конце 19-го века были разработаны с учетом садов в формальном Beaux-Arts стиле. Набирало обороты обучение ландшафтных дизайнеров в Париже. Но снова, маятник качнулся в пользу натуралистического сада - дизайна, когда американские художники и дизайнеры пришли к выводу, что пора бы и отойти от стилей, заимствованных из других стран и исторических периодов. Дизайнеры черпали вдохновение из изобразительного искусства, используя хорошие растения, прекрасные строительные материалы и навыки традиционных ремесленников.
Абстрактный стиль
С двадцатого века конструкция сада явно вдохновлена формами и моделями абстрактных направлений искусства. Прямолинейные геометрические формы Мондриана повлияли на дизайн стен, и криволинейная геометрия – на стиль мощения и посадки, которые явно попадали под влияние Миро и других.
Постмодернистский стиль
Идеи постмодернизма поощряли владельцев сада деконструировать их вопреки всем предубеждениям и максимально свежими способами. Прямоугольники перетекали вкруги и пересекались случайными диагональными линиями, как в русскойконструктивистской живописи.
Стальные и бетонные конструкции окрашивались в яркие цвета. Стекла и другие отражающие поверхности были призваны создать эффект иллюзорности и прочие поразительные визуальные эффекты.
VII. Дизайн 21-го века
Коктейльный сад
Это очень характерный для владельцев больших придомовых территорий сад, характеризующийся высаженным определенным набором трав и цветов, используемых с целью приготовления экзотических напитков, таких как фиалки, анис, иссоп (со вкусом аниса), вербена, и другие травы, используемые в качестве ароматизаторов для ликеров и водки, так что можно в таком саду выращивать также и кинзу, кервель, лимонный тимьян, вербену лимонную, шоколадную мяту, лесную фиалку,настурции или тайский базилик, вкус которых ценится в составе экзотических коктейлей, например, мохито.